Новости

20 июля 2024
XII Съезд молодых ученых прошёл во Владивостоке
Делегация СМУ РАН приняла участие в XII Съезде молодых ученых во Владивостоке. Съезд прошел в кампусе...

13 июня 2024
Всероссийский форум молодых ученых «Медицинская наука: вчера, сегодня, завтра»
18-19 апреля в Москве прошёл Всероссийский форум молодых ученых «Медицинская наука: вчера, сегодня,...

28 мая 2024
21 мая 2024 года состоялось заседание Совета молодых ученых РАН
21 мая 2024 года состоялось заседание Совета молодых ученых РАН. С докладами выступили В.Е. Борисов...

20 апреля 2024
4-ое собрание представителей СМУ Отделения общественных наук РАН
18 апреля 2024 г. в Институте экономики РАН состоялось 4-ое собрание представителей советов молодых...

20 апреля 2024
Сириус объявил о запуске конкурса по привлечению талантливых ученых
«Сириус» объявил о запуске конкурса по привлечению талантливых ученых для проведения исследований...

Все новости

Новости

Интервью председателя СМУ РАН интернет-изданию "Аргументы недели", опубликованное 15 апреля 2015.


Береги ученых смолоду

Каково молодым в российской науке? Насколько справедлив стереотип, что все толковые учёные покидают Россию? Существует ли в науке конфронтация между молодыми и пожилыми? Что думает научная молодёжь о реформе РАН? На вопросы «АН» отвечает Андрей КОТЕЛЬНИКОВ – председатель Совета молодых учёных РАН, кандидат физико-математических наук.

Сколько молодёжи в нашей науке?

Треть учёных РАН моложе 40 лет. Но в масштабах страны молодёжь распространена неравномерно. Больше всего – в Сибири (некоторые институты настолько насытились молодыми кадрами, что прекратили набирать их). Меньше всего – в Москве и Питере, поскольку жить в этих городах дороже и, следовательно, требуется доход выше. Учёные любят цитировать академика Скрябина: если в лаборатории одни старики – это трагедия, а если одна молодёжь – это комедия. Соответственно, в Сибири ситуация на грани комедии, а в Москве и Питере – на грани трагедии. В конце нулевых, когда в науке резко поднялась зарплата, возник сильный приток молодёжи, но за последние годы он оскудел. Процент молодых кадров снова сокращается.

- Было бы странно группировать учёных по половому или религиозному признаку, однако вы объединились по признаку возрастному. Зачем?

- В науке наблюдается демографический провал: крайне мало учёных в возрасте от 35 до 65 лет. Соответственно, категория молодых учёных – это единственная категория учёных, которые не являются пенсионерами. Необходимо всячески защищать интересы этой категории ради будущего науки. Молодёжь нуждается в площадке, откуда её голос слышен обществу. Мы входим в состав президиума РАН, а РАН – это главный экспертный орган РФ, согласно новому закону. Нашу точку зрения проигнорировать, я не побоюсь этого слова, нельзя. У нас деловые отношения и с Федеральным агентством научных организаций (ФАНО), и с президентом РАН, и с правительством РФ. Активная жизненная позиция молодёжи РАН внушает лично мне оптимизм.

- 1 января вступил в силу закон об ограничении возраста руководителей научных организаций до 65 лет. Вы рады?

- Молодёжь, безусловно, встречает данную меру с энтузиазмом. Правда, она не новая, а хорошо забытая старая – это мера советских времён.

- Нет ли здесь конфронтации молодых и пожилых?

- Конфронтация вот в чём. Представим демографический провал в виде графика – как промежуток между двумя верблюжьими горбами. Один горб (категория от 65 лет) продолжает расти, то есть стареть, а второй (категория до 35 лет) остаётся прежним. Молодой специалист, имеющий склонность к администрированию, управлению наукой, говорит своему руководителю: мне уже 35 лет, я готов взять на себя руководство частью исследований. В ответ ему предлагают ждать у моря погоды. Естественно, при таких условиях человек находит приложение своей компетенции в другом месте – не в науке. В результате демографический провал растёт. Ещё не так давно он составлял 25 лет, сейчас – 30 лет. Если бы и дальше всё шло по-прежнему, он вырос бы ещё сильнее.

- В этом году замене подлежат две сотни руководителей НИИ. Если между 65-летними и 35-летними никого нет, то во главе институтов оказываются люди без должного опыта. Их просто «бросают в воду», а «плавать» они сами как-нибудь научатся?

- Действительно, скамейка запасных отсутствует. Деятельность нашего совета как раз и направлена на подготовку кадрового резерва. Мы вовлекаем молодёжь во все процессы научного менеджмента на высшем уровне РАН: в работу отделов, в реорганизацию сети научных институтов, в проведение международных конференций.

Вода камень точит

- Вступает ли Совет молодых учёных в конфликты с правительством РФ?

- Не нужно придавать нашей деятельности революционный характер. Мы не занимаемся популизмом и самопиаром, мы делаем кропотливую ежедневную работу. Вода камень точит. Когда началась реформа академий наук, Совет молодых учёных не участвовал в протестных действиях. Мы заняли конструктивную позицию и донесли её до многих ответственных лиц. Да, у науки нет связующего звена с промышленность, страдает коммерциализация разработок. Да, для решения этой проблемы науку надо реформировать. В то же время нельзя допустить, чтобы управление наукой (подчёркиваю: не бухгалтерией, не патентованием и не коммунальным хозяйством институтов, а наукой) перешло в руки людей, от науки далёких. Имущественные вопросы нас не волнуют. Нас волнует, чем будут заниматься молодые учёные. Мы разделяем «принцип двух ключей»: пусть хозяйствованием занимается ФАНО, а научными процессами – президиум РАН. Собственно, такая логика была и в СССР, где наряду с Президиумом академии наук существовало Управление делами академии наук.

Не хочется скатываться в обсуждение каких-то скандалов. Это внутренняя информация, которую не нужно выносить «из избы» и делать достоянием общественности. Да, случаются расхождения во мнениях, острые дискуссии. Спор о разграничении полномочий между ФАНО и РАН продолжается. Однако мы призваны устранять противоречия, а не обострять их. Давайте обратим внимание на позитивные моменты. Например, мы нашли общий язык с ФАНО при назначении новых руководителей институтов. То же самое касается распределения жилья для молодых учёных: агентство учло наши предложения, кто именно должен получить жилплощадь.

- А что скажете о слиянии академий?

- Ничего плохого. На нашем – молодёжном – уровне мы не чувствуем никаких противоречий между РАН, РАМН и РАСХН. У нас общие проблемы, и мы решаем их сообща.

- Жильё остаётся острой проблемой?

- В 2012 году жилищная очередь молодых учёных исчезла – спасибо президенту В. Путину. Но дело в том, что условия для получения жилья довольно жёсткие: требуется не только учёная степень и пятилетний стаж, но соответствие официальным критериям нуждаемости (если у тебя есть свой угол в родительской квартире, то ты как бы и не нуждаешься вовсе). Полтора года назад мы систематизировали требования молодых учёных из 118 институтов РАН. Жильё, приборы, командировки, стажировки, конференции, издательская деятельность… Воз проблем и ныне там, к нему никто и не подступался.

У нас и у них

- Насколько верен сложившийся в 90-е стереотип, что все толковые российские учёные эмигрируют?

- Он не верен. Утечка мозгов сейчас незначительна. До недавнего падения рубля уровень зарплат в России был сопоставим с западным. К тому же нельзя всё сводить к одной только зарплате. Я сам много лет проработал в Италии – в научном центре промышленной корпорации FIAT. Поэтому не понаслышке знаю, что такое работа на Западе. Это не сахар. Налицо дискриминация со стороны коллектива и работодателя. Существует потолок, выше которого иммигранту подняться крайне сложно. К тому же научная организация – это одно, а научный центр при корпорации – совсем другое. В таких структурах и местные-то специалисты не задерживаются больше десяти лет, поскольку прекращается профессиональное развитие. Тем не менее, стажировка за границей всегда полезна, она даёт новый импульс.

- Лаборатории на Западе оснащены лучше?

- Безусловно. Ситуацию с оснащением российской науки можно назвать катастрофической. Пожар в библиотеке Института научной информации по общественным наукам РАН, случившийся 30 января, говорит сам за себя. Приборы изношены на 80% - эту цифру озвучивал президент РАН.

Отношение к российской науке со стороны государства и общества – вот с чем сложнее всего мириться нашему учёному после того, как он знакомится с организацией науки на Западе. Там профессор – это величина, сопоставимая с министром и уж точно более статусная, чем руководитель подразделения банка. В России же научные исследования рассматриваются как «удовлетворение личного любопытства за государственные деньги». Совершенно непрофессиональная постановка вопроса, поскольку все исследования являются потенциально прикладными, а без личного любопытства они попросту невозможны. Ещё до недавних пор бытовало мнение, что собственные технологии нам ни к чему, – мол, проще покупать их за рубежом. Теперь приходит осознание: заграничные поставки могут внезапно прекратиться.

- В общем, главная проблема – неправильное отношение?

- Да. А ещё – невостребованность науки российской экономикой, накренившейся в сторону углеводородов.

- Сильно ли наша наука зависит от западных грантов?

- В 90-е зависела напрочь, сейчас – нет. Ещё до политических событий российские институты почти перестали получать западные гранты – из-за того, что выросла конкуренция на самом Западе. Кстати, хочу отметить: международное взаимодействие между учёными не прекратилось. Оно было и во времена «железного занавеса».

- Из-за кризиса финансирование науки сократилось на 5%. Нет ли тревоги, что это лишь «цветочки»?

- Тревога есть всегда. 90-е были не так давно.

Справка «АН»

Совет молодых учёных РАН – постоянный молодёжный орган при президиуме академии наук. Существует с 2009 года, избирается на молодёжных съездах. Молодыми учёными считаются кандидаты наук не старше 35 лет и доктора наук не старше 40 лет. В Совете представлены все направления и вся география РАН. Нынешний (второй) состав Совета действует с 2012 года.

Кубок СМУ РАН по мини-футболу состоится 23 мая 2015 года в 10:00 в Дворце спорта ОКА г. Пущино. Для участия в турнире приглашаются команды институтов РАН.  Желающим участвовать необходимо до 30 апреля  2015 г. прислать заявку по электронной почте Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., в которой будут указаны полное название института, ФИО всех участников команды (полностью) и телефон и ФИО (полностью) ответственного представителя от команды. Письмо необходимо назвать «Регистрация на кубок СМУ РАН по мини-футболу». Победители будут награждены призами.

Президиум Российской академии наук, Совет молодых ученых РАН, Профсоюз работников РАН, Московская региональная организация профсоюза работников РАН, Пущинский научный центр Российской академии наук, Администрация города Пущино

Российская академия наук объявляет конкурс на соискание медалей РАН с премиями для молодых ученых России и для студентов высших учебных заведений России за лучшие научные работы.

В целях выявления и поддержки талантливых молодых исследователей, содействия профессиональному росту научной молодежи, поощрения творческой активности молодых ученых России и студентов высших учебных заведений России в проведении научных исследований Российская академия наук ежегодно присуждает за лучшие научные работы 19 медалей с премиями в размере 50000 рублей каждая молодым ученым России и 19 медалей с премиями в размере 25000 рублей каждая студентам высших учебных заведений России.

По результатам работ экспертных комиссий РАН Президиум РАН имеет право увеличить количество медалей с премиями как для молодых ученых, так и для студентов.

Конкурс на соискание медалей РАН с премиями проводится по следующим основным направлениям:

  1. Математика
  2. Общая физика и астрономия
  3. Ядерная физика
  4. Физико-технические проблемы энергетики
  5. Проблемы машиностроения, механики и процессов управления
  6. Информатика, вычислительная техника и автоматизация
  7. Общая и техническая химия
  8. Физикохимия и технология неорганических материалов
  9. Физико-химическая биология
  10. Общая биология
  11. Физиология
  12. Геология, геофизика, геохимия и горные науки
  13. Океанология, физика атмосферы, география
  14. История
  15. Философия, социология, психология и право
  16. Экономика
  17. Мировая экономика и международные отношения
  18. Литература и язык
  19. Разработка или создание приборов, методик, технологий и новой научно-технической продукции научного и прикладного значения.

На соискание медалей РАН с премиями для молодых ученых России и для студентов высших учебных заведений России за лучшие научные работы принимаются научные работы, выполненные молодыми учеными или студентами, а также их коллективами (не более трех человек), причем принимаются работы, выполненные как самостоятельно молодыми учеными или студентами, так и в соавторстве со старшими коллегами, если творческий вклад в эти работы со стороны молодых ученых или студентов значителен. Старшие коллеги в конкурсе не участвуют.

Каждому победителю конкурса вручаются медаль и диплом лауреата, нагрудный значок и выплачивается премия.

Премия победителям конкурса - соавторам коллективной работы выплачивается в равных долях.

Подробнее об условиях конкурса в информационном письме

Министерство культуры Российской Федерации объявило о проведении Второго Всероссийского конкурса молодых ученых в области искусств и культуры.

Задача Конкурса – поддержка молодых исследователей, повышение интереса к научно-исследовательской деятельности среди молодежи. Конкурс способствует интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании, использованию новых знаний и достижений науки и техники в образовательной деятельности.

Конкурс проводится ежегодно среди студентов и аспирантов образовательных организаций высшего образования, научно-исследовательских учреждений в возрасте до 30 лет на момент проведения конкурса по следующим номинациям:

  • Литературное творчество
  • Музыкальное искусство
  • Театральное, хореографическое и цирковое искусство
  • Кино-, теле- и другие экранные искусства
  • Изобразительное и декоративно-прикладное искусство
  • Архитектура и дизайн
  • Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов
  • Теория и история искусства и культуры
  • Социально-культурная деятельность
  • Библиотечно-информационная деятельность

Документы участников конкурса принимаются до 1 октября 2015 года.

Подробности о конкурсе: Положение о Втором Всероссийском конкурсе молодых ученых в области искусств и культуры

Первая Всероссийская междисциплинарная научно-практическая конференция молодых ученых «Новые направления развития медицинской науки в Российской Федерации – 2015» состоится 30 марта 2015 г. в г. Красногорске.

Формат проведения конференции: пленарные и секционные доклады; круглые столы, мастер-классы и школы для молодых ученых с привлечением известных отечественных и зарубежных специалистов.

В рамках конференции планируется проведение следующих секций:

  • Пути совершенствования системы организации здравоохранения в Российской Федерации
  • Информационные технологии в медицине
  • Новые материалы, технологии и методики в биомедицине
  • Теоретические и прикладные аспекты физики и биофизики в здравоохранении
  • Медицинская техника и приборостроение
  • Инновации в фармакологии

В конференции примут участие молодые ученые из ведущих учреждений различных регионов России, таких как институты Пущинского научного центра РАН, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Казанский федеральный университет, НИИ «Институт живых систем» при ННГУ им. Н.И. Лобачевского, Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, Медицинский Радиологический Научный Центр Минздрава России и др.

К участию в конференции приглашаются молодые ученые (до 40 лет). Участие бесплатное.

Научный координатор конференции - один из старейших в России учреждений здравоохранения - Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского (МОНИКИ), отмечающий свой 240-летний юбилей.

Председатель программного комитета Конференции - Министр здравоохранения Российской Федерации, член-кор. РАН, д.м.н., профессор В.И. Скворцова.

Подробнее: Первое информационное письмо

До 15 марта продлен прием тезисов на 19-ю международную пущинскую школу-конференцию "Биология - наука XXI века"

В программе конференции: фото-конкурс, конкурс научных работ и научно-популярных статей, отборочный этап УМНИК, экскурсии и мастер-классы, научные лекции.

Подробнее о школе-конференции:
Информационное письмо: в формате PDF
Сайт: www.biology21.ru
Как подать тезисы: www.biology21.ru/ru/info
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Совет молодых учёных Института системного анализа Российской академии наук на протяжении нескольких лет организует и проводит научно-практические семинары молодых учёных, в которых принимают участие студенты, аспиранты, молодые ученые и специалисты институтов РАН и ведущих ВУЗов и НИИ страны.

Основными целями семинаров являются:
- обзор имеющихся и распространение полученных результатов, опыта решения научно-практических задач;
- расширение научных контактов и налаживание информационного обмена;
- интеграция в научные исследования и содействие представлению результатов исследований на научных конференциях и в рецензируемых научных журналах, их практическому внедрению;
- и др.

Семинары проводятся в свободной форме, которая позволяет докладчику выбрать удобный для него способ изложения материала. Обсуждаемые на семинарах темы охватывают широкий круг научных вопросов, в том числе:
- теоретические и прикладные аспекты системного анализа;
- системное регулирование и управление;
- самоорганизующиеся сложные системы и макросистемы;
- автоматизация и управление;
- интеллектуальные технологии и системы;
- когнитивное моделирование;
- комплексная информационная безопасность;
- распределенные вычисления;
- технологии разработки программных систем;
- искусственный интеллект и теория принятия решений;
- интеллектуальный анализ данных и распознавание образов;
- и др.

Место проведения семинаров: Москва, проспект 60-летия Октября, 9, ИСА РАН. При этом Совет молодых учёных ИСА РАН не ограничивается только внутренней площадкой и готов рассмотреть возможность участия в подобном мероприятии в любом другом научно-исследовательском институте.

С расписанием семинаров на первое полугодие 2015 можно ознакомиться на сайте ИСА РАН в разделе «совет молодых учёных».

На ближайшем семинаре 25 февраля 2015 г. выступит Зинаида Константиновна Авдеева, кандидат технических наук, старший научный сотрудник ИПУ РАН, член Совета молодых ученых РАН с докладом на тему "Диагностирование проблем развития сложных систем на основе когнитивного моделирования".

Семинар открытый - приглашаются все желающие!

PS: Если вы хотите выступить с докладом на одном из семинаров – свяжитесь с представителями СМУ ИСА РАН Константином (Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.) или Иваном (Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.). В данный момент, свободные даты для выступлений 11 мая 2015 – 30 июня 2015.

Первое в этом году совещание рабочей группы ФАНО России по работе с молодыми учеными было посвящено вопросам формирования программы кадрового резерва научных организаций.

В заседании приняли участие представители ФАНО России, Россотрудничества, фонда «Сколково», институтов развития, научных фондов и молодые ученые.

Открывая встречу, первый заместитель руководителя ФАНО России Алексей Медведев отметил, что повестку работы группы на год определили задачи, которые поставил перед Агентством Президент России Владимир Путин по итогам заседания Совета по науке и образованию. Прежде всего, это сохранение и развитие кадрового потенциала российской науки.

«Мы возлагаем большие надежды на работу этой площадки, на взаимодействие с молодыми учеными. Тот опыт работы, который у нас сложился в прошлом году, позволяет нам надеяться, что открытое обсуждение даст эффективные результаты и в будущем», - заявил Алексей Медведев.

Участники рабочей группы в формате регулярных личных встреч и посредством взаимодействия на электронной площадке рассчитывают объединить усилия и сформировать предложения по системе поддержки потенциала научных кадров.

Итоги работы ФАНО России с молодыми учеными в 2014 году озвучил заместитель директора ИППИ РАН по научной работе и работе с молодежью Александр Сафонов. В своем выступлении он отметил, что проводимые мероприятия по поиску, образованию, росту и назначению руководителей научных организаций входят в формирование кадрового резерва: «Это не просто перечень фамилий, который однажды был создан, а система, которая постоянно вовлекает людей, которые, в последствии, становятся руководителями организаций, подведомственных ФАНО России».

Направления развития кадрового потенциала включают проведение научных конференций, грантовую поддержку научных фондов, обеспечение жильем, участие молодежи в работе коллегиальных органов научных организаций.

Программа формирования кадрового резерва не ограничивается мероприятиями для молодых ученых, это отметила начальник Экспертно-аналитического управления ФАНО России Елена Аксенова: «Когда мы говорим о развитии кадрового потенциала, речь идет не только о молодых ученых, а о кадровом резерве для научных учреждений. Мы разрабатываем программу развития кадрового потенциала для всех категорий научных работников».

Существенный вклад в развитие кадрового потенциала способен внести обмен опытом на площадках общероссийских и международных форумов и конференций, об этом рассказала Екатерина Морозова, заместитель руководителя проекта «Открытый университет» фонда «Сколково». Успешным примером проведения подобных мероприятий стали Moscow Science Week-2014 и летняя школа молодых ученых, организованная ФАНО России и Открытым университетом Сколково в прошлом году. В 2015 году планируется, что летняя научная школа расширит состав участников – ее смогут посетить ученые из стран СНГ.

Представители Российского научного фонда и Российского фонда фундаментальных исследований озвучили свое видение решение проблемы развития кадрового потенциала. По словам экспертов, в 2015 году не планируется уменьшения числа грантов на проведение научных исследований, в том числе и для молодых ученых.

О развитие международных связей и популяризации достижений российских ученых в евразийском пространстве рассказал начальник управления научного сотрудничества, молодежных и коммуникационных программ Россотрудничества Артем Маркарян.

Участники дискуссии сошлись во мнении, что кадровый резерв как сообщество лидеров предполагает формирование ряда универсальных и специализированных требований к руководителям научных организаций. Председатель Совета молодых ученых Андрей Котельников отметил, что «супер-лидеры» – это те потенциальные руководители научных организаций, которые будут нести ответственность за кадровую политику в той или иной академической структуре. По его мнению, новая схема выборов руководителей научных организаций, предполагающая фильтрацию заявок от кандидатов в том числе и по областям науки, позволяет в работе кадровых комиссий учитывать необходимые требования. «Это логичный инструмент для формирования группы супер-лидеров. В этом смысле можно дифференцировать эти лидерские группы и более внимательно работать с ними», - пояснил Андрей Котельников.

На совещании вопросы определения границ понятия «кадрового резерва» стали предметом продолжительной дискуссии, однако ни у кого не вызвала сомнений необходимость создания сообщества высокопрофессиональных организаторов в научной сфере.

Проект Программы формирования кадрового резерва научных организаций ФАНО России будет разработан и представлен в Правительство и в Администрацию Президента РФ к маю 2015 года. Планируется, что совещания рабочей группы по взаимодействию ФАНО России с молодыми учёными будут проходить каждые 2 недели. В рамках следующего заседания участники обсудят предложения академического сообщества и членов рабочей группы по структуре и содержанию программы финансирования и развития кадрового резерва, а также утвердят структуру программы.

Источник: пресс-служба ФАНО

Открыта регистрация на Зимнюю школу ОтУС «Вызов принят»

Зимняя школа ОтУС - ключевой этап программы Сколково по формированию сообщества молодых талантов (ученые, студенты, предприниматели), согласованно влияющих на технологическое развитие России и стран СНГ.

Участники школы - это студенты, аспиранты и молодые ученые из ведущих научно-исследовательских институтов и университетов России и стран СНГ, участники программ и мероприятий ОтУС, сотрудники компаний-участников проекта «Сколково».

Для того, чтобы стать участником необходимо пройти конкурсный отбор. Основным этапом отбора является написание эссе на тему «Глобальный вызов, ответу на который я готов посвятить жизнь»

Подробнее о школе: http://community.sk.ru/opus/p/winter-camp-2015.aspx

Совет молодых ученых РАН поддержал Всероссийский конкурс научно-инновационных проектов для старшеклассников. О том, как привлечь молодых людей в науку и как с помощью участия во Всероссийском конкурсе научно-инновационных проектов пройти путь от школьника с инновационными идеями до будущего ученого российских научных центров рассказал председатель Совета молодых ученых РАН А.Л. Котельников.

- Андрей Леонидович, в этом году компания «Сименс» вот уже в 9-ый раз проводит Всероссийский конкурс научно-инновационных проектов для старшеклассников. Конкурс направлен на вовлечение молодежи в деятельность по повышению качества жизни и решение широкого спектра проблем современного мира. На ваш взгляд, подобные проекты полезны для привлечения молодых людей в науку, формирования у них интереса к данной сфере деятельности?

— Данный вопрос чрезвычайно важен. Сейчас существует определенная проблема — многие студенты уже на 3-4 курсе приходят в наши научные организации, подведомственные Российской академии наук, и нам приходится объяснять третьекурсникам, для чего, собственно, они пришли в науку. Самое ужасное состоит в том, что люди поступают, зная, что в дальнейшем они не будут работать по специальности, вариантов такого «выбора» много – настояли родители, в семье принято поступать на данную специальность.

А ведь это наши с вами деньги – деньги налогоплательщиков, за которые они учатся, а на 3-4 курсе еще и приходится объяснять, для чего, собственно, человек сюда попал. Это ситуация уже не нормальна, ведь образование – это дорогая вещь. И если мы говорим о получении образования, то это должно касаться людей уже мотивированных. А не так, что человек закончит и решит, куда ему пойти – в менеджеры или конструкторы и инженеры, которые нужны нашей стране, особенно в нынешней ситуации. Поэтому интерес нужно формировать как можно раньше. Если есть возможность, прививать его со школьной скамьи. Так что данный конкурс – безусловно, движение в правильном направлении.

- А как вы думаете, могут ли подобного рода проекты действительно помочь найти рациональное решение существующих проблем, которое, быть может, лежит на поверхности, но остается незамеченным? Грубо говоря – ученик 9-11 класса может придумать то, что кардинально изменит тот или иной род деятельности?

— Вы знаете, во-первых, говорить о том, что что-то невозможно по определению – чрезвычайно рискованно. Если мы говорим о том, что молодежь в состоянии все открытия делать до 30-ти лет, мы говорим до 30-ти лет, это известная прописная истина, но мы не говорим – от 7-ми и до 30-ти. Поэтому этот вопрос мы не затрагиваем. Любая инициативность, любая активность, которая может с каких-то наивных увлечений и во время школьных лабораторных работ вырасти в действительно большое открытие, большую науку – это, безусловно, возможно, и наша задача – всячески этому способствовать. Нужно увлекать молодых людей со школьной скамьи – так, чтобы у них горели глаза.

- Воспитание и популяризация науки среди молодежи через подобные проекты – хороший метод?

— Безусловно! При этом также решается большой набор задач. Если мы посмотрим на западный образец, хотя за это сравнение нас иногда и ругают, то сможем отметить, что те люди, которые получают высшее образование и занимаются наукой — это не десятки процентов, это единицы. Должен быть серьезный отбор для действительно талантливых людей, и цель нашей деятельности – выявить эти таланты.

- Проекты ребят, которые они присылают для участия в конкурсе, совпадают с основными направлениями деятельности компании «Сименс» — энергетика и электрификация, индустрия, промышленная автоматизация и дигитализация, городская инфраструктура, здравоохранение. Как вы думаете, решение такого рода проблем – не слишком сложная задача для юных дарований?

— Как известно Сименс — это самая большая компания западной Европы, которая занимается буквально всем, от простых химических решений до электрифицированного автомобилестроения и скоростных поездов. Поэтому в любом случае то или иное приближение к тому техническому превосходству, которым обладает компания, конечно, важно. Мы же не говорим, что ребята должны создавать технические решения для скоростных электропоездов, но, если они вовлекаются на ранней стадии в работу по тем или иным направлениям, которые, безусловно, важны — энергетика и электрификация, индустрия, промышленная автоматизация и дигитализация, городская инфраструктура, здравоохранение, то, конечно, это позитивно и правильно, это нужно делать.

- Не могли бы вы рассказать о деятельности Совета молодых ученых РАН по привлечению учащихся школ в академическую науку?

— Надо сказать, что это направление деятельности у нас очень востребовано было с самого начала. Мы искали подход еще в дореформенной академии наук, потому что многие директора московских школ обращались в академию наук с просьбой как-то мотивировать молодежь к занятию наукой. Совет молодых ученых РАН был создан в 2009 году, практически сразу после его основания мы включились в эту работу, проводились кружки, читались лекции в московских школах. И, надо сказать, всегда существовал большой интерес молодежи и руководителей школ, поскольку это действительно та часть образовательного процесса, которая зачастую отсутствует в наших школах.

Между просвещением, образованием, наукой, условно, есть разрыв. Но если между школьным и вузовским образованием есть какая-то связь, например, многие преподаватели из высших учебных заведений работали в школах, занимались репетиторством, готовя к поступлению в вуз, то говорить о научных организациях и связи их со школами, конечно, не приходилось. И вот эту нишу мы успешно заполняли.

Не является секретом ситуация с демографическим провалом в российской науке, он очень существенный из-за того, что в 90-ые годы многие люди уезжали за границу, уходили в так называемую внутреннюю эмиграцию, меняли род деятельности. И конечно, людям старшего поколения, которые остались в науке, сложно общаться со школьниками. В данной ситуации нам, людям до 35 – кого мы представляем в Совете молодых ученых РАН, гораздо проще находить общий язык со школьниками. Это, конечно, вызвало волну восторженных отзывов со стороны школ, их руководства, родителей, педагогических советов. Мы в меру своих сил пытаемся делать эту работу, организуем кружки по робототехнике, лекции по различным, в том числе техническим, направлениям. Такая работа ведется.

- Что, на ваш взгляд, является главным для того, чтобы действительно заинтересовать и увлечь школьника наукой?

— По нашему опыту, интересно что-то показывать наглядно. Рассуждения о чем-то абстрактном могут быть восприняты ребенком достаточно проблематично. А если говорить примерами, даже если это не касается технических вещей — создания роботов, робототехнике, различного рода реализации тех или иных технических задач, а, например, гуманитарной науки, можно приводить примеры и тем самым заинтересовывать. Чем больше будет живых и наглядных примеров, привязанных к практике, тем будет интересней.

- Один из участников прошлых лет разработал программно-аппаратный навигационный комплекс для людей с ограниченными возможностями по зрению, еще один юный ученый, озадачившись проблемой торфяных пожаров – способ тушения торфяников с помощью углекислого газа. Как вы думаете, подобные проекты, помимо известности и призового места в конкурсе, должны получать поддержку со стороны государства? Например, браться в широкую разработку?

— Этот вопрос остается на откуп экспертизы. Любой проект, который должен получать поддержку со стороны государства, должен пройти жесткую и качественную экспертизу. Мы выходим на новый этап развития в Российской академии наук, как главного экспертного органа в РФ, и мы как раз должны говорить о том, что любой проект не зависимо от того, молодежный он или нет, он должен проходить, прежде всего, экспертизу. Безусловно, любой проект должен иметь возможность быть качественно оцененным.

- Андрей Леонидович, можно сказать, что Всероссийский конкурс научно-инновационных проектов для старшеклассников — это своеобразный мостик от школьника с инновационными идеями до будущего ученого российских научных центров?

— Да, безусловно. Я хочу подчеркнуть, что сейчас мы стали отходить от той идеи, что менеджер-управленец универсален, что можно выучиться управлению и управлять практически чем угодно – обувным магазином или научной организацией. Это не так. Если мы опять посмотрим на западный опыт, например в Англии, от этого полностью отказались уже несколько лет назад. И управлять той или ной структурой – говорим мы о научной организации или об инновационной составляющей, об инновационном комплексе, о малых инновационных предприятиях, или же структуре, реализующей инновационные разработки – всем этим должны руководить люди, которые на себе попробовали все трудности и тяготы этой работы. А труд научных сотрудников и инноваторов, безусловно, сложный труд. Если мы дадим возможность со школьной скамьи пробовать себя в тех или иных областях деятельности, связанных с наукой и инновацией, безусловно, это будет полезно в дальнейшем. Став или ученым, или новатором, или управленцем от науки, он все равно будет ссылаться на свой личный опыт и ему будет гораздо проще руководить тем или иным блоком работ.

- Что бы Вы пожелали участникам Всероссийского конкурса научно-инновационных проектов этого года, которые продолжают присылать свои проекты?

— Хотелось бы сказать ребятам — нужно не бояться, нужно быть активным. Нужно верить в себя. Если человек верит в себя, свое будущее, свою звезду, если он уверен, что его деятельность – самая главная и важная в жизни, то он, безусловно, добьется успеха. Он будет хорошим учителем, врачом, ученым, хорошим инноватором, хорошим популяризатором науки, хорошим специалистом. Поэтому важно верить в себя, не бояться, быть активным, участвовать во всевозможных конкурсах и мероприятиях, заявлять о себе и говорить громко о своей работе.

Анастасия Арефьева

Исходная публикация на сайте Наша молодёжь

 
Copyright © 2009-2024 Российская академия наук