На заседании круглого стола предложили сделать ставку на долгосрочную кадровую политику и создали рабочую группу.
29 октября 2025 года в Президиуме РАН прошел круглый стол «Новые вызовы современного школьного образования». Мероприятие, организованное Советом молодых ученых РАН совместно с председателем Совета молодых ученых и специалистов в ИПУ РАН Д.В. Лемтюжниковой, собрало экспертов для дискуссии о том, как меняется школа с приходом технологий искусственного интеллекта - специалистов по искусственному интеллекту, методистов, администраторов школ, учителей основного и дополнительного школьного образования и конечно же молодых ученых.
Ключевой темой обсуждения стал искусственный интеллект и его влияние на учебный процесс. Участники единогласно сошлись во мнении: запрещать школьникам использовать ChatGPT и аналогичные сервисы — бесперспективно. Вместо этого ИИ необходимо грамотно встраивать в обучение.
Этот подход ставит новые вопросы перед системой предпрофессионального образования. Спикеры круглого стола искали ответы на них, обсуждая:- современное содержание предпрофессионального образования в новых условиях;
 - вопросы контроля его качества в связи с появлением новых технологий;
 - способы обучения, которые можно объективно оценивать вне зависимости от интенсивности использования искусственного интеллекта.
 
В качестве одного из главных акцентов участники выделили проектную и исследовательскую деятельность. Такой формат ценится не только за конечный результат, но и за процесс, который сложно полностью переложить на искусственный интеллект.
Участники подчеркнули, что зачастую работа над исследованием сталкивается с проблемами на этапе понимания его сути, в результате чего исследовательская деятельность сводится к анализу источников и подготовке реферата. Эта тенденция наблюдается на многих конкурсах проектно-исследовательских работ. Для решения этой проблемы и качественной подготовки будущих научных кадров необходимо включить в систему предпрофессиональной подготовки школьников научно-исследовательские институты.
На этом фоне был упомянут успешный опыт города Москвы, где с 2016 года эффективно реализуется сотрудничество между вузами, школами и индустриальными предприятиями, в рамках которого активно развивается проектная деятельность. Однако, как отметили участники, успешные примеры сотрудничества школ с научными институтами пока носят скорее точечный характер и критически зависят от личной инициативы ученых и педагогов. Для перехода от точечных примеров к системной работе по формированию навыков, в том числе исследовательской деятельности, необходима тесное сотрудничество НИИ со школами.
В финале дискуссии речь зашла о фундаментальной задаче — формировании у школьников целостного научного мировоззрения. По мнению участников, это критически важно для воспитания следующего поколения ученых и обеспечения преемственности в науке.
Итогом круглого стола стало решение о создании рабочей группы которая займется выстраиванием системной работы между школами, методическими центрами и научно-исследовательскими институтами при взаимодействии с РАН.




        



