Новости

31 октября 2025
Седьмое заседание междисциплинарного научного семинара СМУ РАН «Выбор в науке»
Седьмое заседание семинара «Выбор в науке» состоялось 14 октября 2025 г. в Институте прикладной...

20 октября 2025
Круглый стол «Будущее аграрной науки: потенциал молодых ученых»
9 октября в Президиуме Российской академии наук состоялся круглый стол «Будущее аграрной науки:...

08 октября 2025
Расширенное заседание Бюро СМУ РАН, посвященное использованию информационных систем обмена и обработки НТИ
7 октября в Президиуме Российской академии наук прошло расширенное заседание Бюро СМУ РАН, посвященное...

30 сентября 2025
X Всероссийский молодежный научный форум «Наука Будущего – Наука Молодых»
23–26 сентября 2025 г. в Саратовском университете состоялся 10-й юбилейный Форум «Наука будущего -...

28 сентября 2025
Встреча совета молодых учёных РАН и академии молодых учёных Индонезии
26 сентября на базе Федерального научного агроинженерного центра ВИМ прошла встреча молодых учёных из...

Президент России

Российская академия наук

Министерство Образования

Система поддержки грантов Президента Российской Федерации

На заседании круглого стола предложили сделать ставку на долгосрочную кадровую политику и создали рабочую группу.

29 октября 2025 года в Президиуме РАН прошел круглый стол «Новые вызовы современного школьного образования». Мероприятие, организованное Советом молодых ученых РАН совместно с председателем Совета молодых ученых и специалистов в ИПУ РАН Д.В. Лемтюжниковой, собрало экспертов для дискуссии о том, как меняется школа с приходом технологий искусственного интеллекта - специалистов по искусственному интеллекту, методистов, администраторов школ, учителей основного и дополнительного школьного образования и конечно же молодых ученых.

Ключевой темой обсуждения стал искусственный интеллект и его влияние на учебный процесс. Участники единогласно сошлись во мнении: запрещать школьникам использовать ChatGPT и аналогичные сервисы — бесперспективно. Вместо этого ИИ необходимо грамотно встраивать в обучение.

Этот подход ставит новые вопросы перед системой предпрофессионального образования. Спикеры круглого стола искали ответы на них, обсуждая:
  • современное содержание предпрофессионального образования в новых условиях;
  • вопросы контроля его качества в связи с появлением новых технологий;
  • способы обучения, которые можно объективно оценивать вне зависимости от интенсивности использования искусственного интеллекта.

В качестве одного из главных акцентов участники выделили проектную и исследовательскую деятельность. Такой формат ценится не только за конечный результат, но и за процесс, который сложно полностью переложить на искусственный интеллект.

Участники подчеркнули, что зачастую работа над исследованием сталкивается с проблемами на этапе понимания его сути, в результате чего исследовательская деятельность сводится к анализу источников и подготовке реферата. Эта тенденция наблюдается на многих конкурсах проектно-исследовательских работ. Для решения этой проблемы и качественной подготовки будущих научных кадров необходимо включить в систему предпрофессиональной подготовки школьников научно-исследовательские институты.

На этом фоне был упомянут успешный опыт города Москвы, где с 2016 года эффективно реализуется сотрудничество между вузами, школами и индустриальными предприятиями, в рамках которого активно развивается проектная деятельность. Однако, как отметили участники, успешные примеры сотрудничества школ с научными институтами пока носят скорее точечный характер и критически зависят от личной инициативы ученых и педагогов. Для перехода от точечных примеров к системной работе по формированию навыков, в том числе исследовательской деятельности, необходима тесное сотрудничество НИИ со школами.

В финале дискуссии речь зашла о фундаментальной задаче — формировании у школьников целостного научного мировоззрения. По мнению участников, это критически важно для воспитания следующего поколения ученых и обеспечения преемственности в науке.

Итогом круглого стола стало решение о создании рабочей группы которая займется выстраиванием системной работы между школами, методическими центрами и научно-исследовательскими институтами при взаимодействии с РАН.

 
Copyright © 2009-2025 Российская академия наук
Яндекс.Метрика