Новости

14 марта 2024
Расширенное заседание представителей СМУ институтов Северо-Запада, находящихся под научно-методическим руководством РАН
26 февраля 2024 года в Институте проблем региональной экономики РАН (Санкт-Петербург) прошла...

11 марта 2024
СМУ РАН провел информационный семинар для молодых ученых и преподавателей МГУ им. М.В, Ломоносова
5 марта 2024 года в МГУ им. М.В, Ломоносова прошел информационный семинар под эгидой СМУ РАН и СМУ МГУ...

05 марта 2024
Советы молодых учёных в медицинской науке: интеграция, мотивация и наставничество
19 февраля 2024 г. при участии Совета молодых учёных РАН на базе Общественной палаты РФ в рамках IX...

09 февраля 2024
Торжественный вечер по случаю 300-летия Российской академии наук
В Государственном Кремлёвском дворце состоялся торжественный вечер, посвящённый 300-летию Российской...

02 февраля 2024
Общее собрание представителей советов молодых ученых ООН РАН
1 февраля 2024 г. в Институте социологии ФНИСЦ РАН прошло расширенное собрание молодых ученых,...

Все новости

Совет молодых ученых РАН поддержал Всероссийский конкурс научно-инновационных проектов для старшеклассников. О том, как привлечь молодых людей в науку и как с помощью участия во Всероссийском конкурсе научно-инновационных проектов пройти путь от школьника с инновационными идеями до будущего ученого российских научных центров рассказал председатель Совета молодых ученых РАН А.Л. Котельников.

- Андрей Леонидович, в этом году компания «Сименс» вот уже в 9-ый раз проводит Всероссийский конкурс научно-инновационных проектов для старшеклассников. Конкурс направлен на вовлечение молодежи в деятельность по повышению качества жизни и решение широкого спектра проблем современного мира. На ваш взгляд, подобные проекты полезны для привлечения молодых людей в науку, формирования у них интереса к данной сфере деятельности?

— Данный вопрос чрезвычайно важен. Сейчас существует определенная проблема — многие студенты уже на 3-4 курсе приходят в наши научные организации, подведомственные Российской академии наук, и нам приходится объяснять третьекурсникам, для чего, собственно, они пришли в науку. Самое ужасное состоит в том, что люди поступают, зная, что в дальнейшем они не будут работать по специальности, вариантов такого «выбора» много – настояли родители, в семье принято поступать на данную специальность.

А ведь это наши с вами деньги – деньги налогоплательщиков, за которые они учатся, а на 3-4 курсе еще и приходится объяснять, для чего, собственно, человек сюда попал. Это ситуация уже не нормальна, ведь образование – это дорогая вещь. И если мы говорим о получении образования, то это должно касаться людей уже мотивированных. А не так, что человек закончит и решит, куда ему пойти – в менеджеры или конструкторы и инженеры, которые нужны нашей стране, особенно в нынешней ситуации. Поэтому интерес нужно формировать как можно раньше. Если есть возможность, прививать его со школьной скамьи. Так что данный конкурс – безусловно, движение в правильном направлении.

- А как вы думаете, могут ли подобного рода проекты действительно помочь найти рациональное решение существующих проблем, которое, быть может, лежит на поверхности, но остается незамеченным? Грубо говоря – ученик 9-11 класса может придумать то, что кардинально изменит тот или иной род деятельности?

— Вы знаете, во-первых, говорить о том, что что-то невозможно по определению – чрезвычайно рискованно. Если мы говорим о том, что молодежь в состоянии все открытия делать до 30-ти лет, мы говорим до 30-ти лет, это известная прописная истина, но мы не говорим – от 7-ми и до 30-ти. Поэтому этот вопрос мы не затрагиваем. Любая инициативность, любая активность, которая может с каких-то наивных увлечений и во время школьных лабораторных работ вырасти в действительно большое открытие, большую науку – это, безусловно, возможно, и наша задача – всячески этому способствовать. Нужно увлекать молодых людей со школьной скамьи – так, чтобы у них горели глаза.

- Воспитание и популяризация науки среди молодежи через подобные проекты – хороший метод?

— Безусловно! При этом также решается большой набор задач. Если мы посмотрим на западный образец, хотя за это сравнение нас иногда и ругают, то сможем отметить, что те люди, которые получают высшее образование и занимаются наукой — это не десятки процентов, это единицы. Должен быть серьезный отбор для действительно талантливых людей, и цель нашей деятельности – выявить эти таланты.

- Проекты ребят, которые они присылают для участия в конкурсе, совпадают с основными направлениями деятельности компании «Сименс» — энергетика и электрификация, индустрия, промышленная автоматизация и дигитализация, городская инфраструктура, здравоохранение. Как вы думаете, решение такого рода проблем – не слишком сложная задача для юных дарований?

— Как известно Сименс — это самая большая компания западной Европы, которая занимается буквально всем, от простых химических решений до электрифицированного автомобилестроения и скоростных поездов. Поэтому в любом случае то или иное приближение к тому техническому превосходству, которым обладает компания, конечно, важно. Мы же не говорим, что ребята должны создавать технические решения для скоростных электропоездов, но, если они вовлекаются на ранней стадии в работу по тем или иным направлениям, которые, безусловно, важны — энергетика и электрификация, индустрия, промышленная автоматизация и дигитализация, городская инфраструктура, здравоохранение, то, конечно, это позитивно и правильно, это нужно делать.

- Не могли бы вы рассказать о деятельности Совета молодых ученых РАН по привлечению учащихся школ в академическую науку?

— Надо сказать, что это направление деятельности у нас очень востребовано было с самого начала. Мы искали подход еще в дореформенной академии наук, потому что многие директора московских школ обращались в академию наук с просьбой как-то мотивировать молодежь к занятию наукой. Совет молодых ученых РАН был создан в 2009 году, практически сразу после его основания мы включились в эту работу, проводились кружки, читались лекции в московских школах. И, надо сказать, всегда существовал большой интерес молодежи и руководителей школ, поскольку это действительно та часть образовательного процесса, которая зачастую отсутствует в наших школах.

Между просвещением, образованием, наукой, условно, есть разрыв. Но если между школьным и вузовским образованием есть какая-то связь, например, многие преподаватели из высших учебных заведений работали в школах, занимались репетиторством, готовя к поступлению в вуз, то говорить о научных организациях и связи их со школами, конечно, не приходилось. И вот эту нишу мы успешно заполняли.

Не является секретом ситуация с демографическим провалом в российской науке, он очень существенный из-за того, что в 90-ые годы многие люди уезжали за границу, уходили в так называемую внутреннюю эмиграцию, меняли род деятельности. И конечно, людям старшего поколения, которые остались в науке, сложно общаться со школьниками. В данной ситуации нам, людям до 35 – кого мы представляем в Совете молодых ученых РАН, гораздо проще находить общий язык со школьниками. Это, конечно, вызвало волну восторженных отзывов со стороны школ, их руководства, родителей, педагогических советов. Мы в меру своих сил пытаемся делать эту работу, организуем кружки по робототехнике, лекции по различным, в том числе техническим, направлениям. Такая работа ведется.

- Что, на ваш взгляд, является главным для того, чтобы действительно заинтересовать и увлечь школьника наукой?

— По нашему опыту, интересно что-то показывать наглядно. Рассуждения о чем-то абстрактном могут быть восприняты ребенком достаточно проблематично. А если говорить примерами, даже если это не касается технических вещей — создания роботов, робототехнике, различного рода реализации тех или иных технических задач, а, например, гуманитарной науки, можно приводить примеры и тем самым заинтересовывать. Чем больше будет живых и наглядных примеров, привязанных к практике, тем будет интересней.

- Один из участников прошлых лет разработал программно-аппаратный навигационный комплекс для людей с ограниченными возможностями по зрению, еще один юный ученый, озадачившись проблемой торфяных пожаров – способ тушения торфяников с помощью углекислого газа. Как вы думаете, подобные проекты, помимо известности и призового места в конкурсе, должны получать поддержку со стороны государства? Например, браться в широкую разработку?

— Этот вопрос остается на откуп экспертизы. Любой проект, который должен получать поддержку со стороны государства, должен пройти жесткую и качественную экспертизу. Мы выходим на новый этап развития в Российской академии наук, как главного экспертного органа в РФ, и мы как раз должны говорить о том, что любой проект не зависимо от того, молодежный он или нет, он должен проходить, прежде всего, экспертизу. Безусловно, любой проект должен иметь возможность быть качественно оцененным.

- Андрей Леонидович, можно сказать, что Всероссийский конкурс научно-инновационных проектов для старшеклассников — это своеобразный мостик от школьника с инновационными идеями до будущего ученого российских научных центров?

— Да, безусловно. Я хочу подчеркнуть, что сейчас мы стали отходить от той идеи, что менеджер-управленец универсален, что можно выучиться управлению и управлять практически чем угодно – обувным магазином или научной организацией. Это не так. Если мы опять посмотрим на западный опыт, например в Англии, от этого полностью отказались уже несколько лет назад. И управлять той или ной структурой – говорим мы о научной организации или об инновационной составляющей, об инновационном комплексе, о малых инновационных предприятиях, или же структуре, реализующей инновационные разработки – всем этим должны руководить люди, которые на себе попробовали все трудности и тяготы этой работы. А труд научных сотрудников и инноваторов, безусловно, сложный труд. Если мы дадим возможность со школьной скамьи пробовать себя в тех или иных областях деятельности, связанных с наукой и инновацией, безусловно, это будет полезно в дальнейшем. Став или ученым, или новатором, или управленцем от науки, он все равно будет ссылаться на свой личный опыт и ему будет гораздо проще руководить тем или иным блоком работ.

- Что бы Вы пожелали участникам Всероссийского конкурса научно-инновационных проектов этого года, которые продолжают присылать свои проекты?

— Хотелось бы сказать ребятам — нужно не бояться, нужно быть активным. Нужно верить в себя. Если человек верит в себя, свое будущее, свою звезду, если он уверен, что его деятельность – самая главная и важная в жизни, то он, безусловно, добьется успеха. Он будет хорошим учителем, врачом, ученым, хорошим инноватором, хорошим популяризатором науки, хорошим специалистом. Поэтому важно верить в себя, не бояться, быть активным, участвовать во всевозможных конкурсах и мероприятиях, заявлять о себе и говорить громко о своей работе.

Анастасия Арефьева

Исходная публикация на сайте Наша молодёжь

 
Copyright © 2009-2024 Российская академия наук