Новости

16 сентября 2019
Cбор заявок на премию молодым ученым Правительства Москвы
Cтартовал ежегодный сбор заявок на премию молодым ученым Правительства Москвы. Регистрация заявок на...

16 сентября 2019
Конкурс "Вики-Толмач"
Конкурс "Вики-Толмач": для ученых, которые на время готовы отложить подготовку статей в Nature,...

11 июня 2019
XVI Международная научнаяконференция «Молодежь в науке 2.0'19»
Уважаемые коллеги! Совет молодых ученых НАН Беларуси приглашает принять участие молодых ученых (в...

10 июня 2019
XI Международная конференциямолодых ученых по химии Mendeleev 2019
Уважаемые коллеги! Приглашаем вас принять участие в XI Международной конференции молодых ученых по...

10 июня 2019
Летняя школа молодых исследователей – 2019 Планета Земля
Уважаемые коллеги! Приглашаем Вас принять участие в Летней школе молодых исследователей – 2019 Планета...

Все новости

В рамках реализации Программы Совета молодых ученых Российской академии наук на 2010 год по ознакомлению учащихся школ с научными достижениями ученых РАН 14 и 21 мая 2010 года были проведены лекции в школе №198, в которых приняли участие молодые ученые Института машиноведения им. А.А. Благонравова Прожега Максим, Угурчиев Умар и Татусь Николай.

Лекция была посвящена истории Института машиноведения как академического учреждения и его работе в настоящее время. Ниже Вы можете ознакомиться с кратким содержанием доклада.

Институт машиноведения им. А.А. Благонравова Российской академии наук был организован в 1938 году. В то время страна остро нуждалась в научных кадрах по техническим наукам. Шел бурный рост промышленности, увеличивалось количество техники – автомобилей, тракторов, рос выпуск танков. Инициатором создания и первым директором института стал Евгений Алексеевич Чудаков, который до этого времени работал в Национальной автомобильной лаборатории, Национальных авто-механическом и авто-тракторном институтах. Комиссия по машиноведению, которую возглавлял Е.А. Чудаков в академии наук, выступила за создание на ее базе Института машиноведения. Основными направлениями своей деятельности Е.А. Чудаков определил следующие:

  • теория механизмов и машин,
  • трение и износ в машинах,
  • расчет и конструирование машин и их деталей,
  • холодная обработка металлов резанием.

Институт занял здание Политехнического общества в Малом Харитоньевском переулке, которое до сих пор принадлежит институту.

Особое внимание в связи с 65-летием победы в Великой отечественной войне следует уделить вкладу Института машиноведения в победу. В 1941 году институт эвакуировали в Казань. На момент начала войны в институте работало 70 человек. Из них 32 ушли на фронт, остальные участвовали в работе тыла. Институт разместили в Казанском университете. Перед учеными встали новые проблемы. Им было необходимо не только проводить теоретические изыскания, но и разрабатывать новую технику, доводить ее до производства, контролировать конечный результат и предлагать решения по увеличению производительности. Основная часть работ института в военные годы была связана с авиационной техникой и вооружением. Сотрудники института занимались устранением дефектов авиамоторов, внедрением новой технологии производства деталей самолетов и моторов, разработкой новых сплавов для моторостроения и новых приборов для контроля качества деталей авиамоторов.

После войны на протяжении более двадцати лет ИМАШ возглавлял академик Анатолий Аркадьевич Благонравов, имя которого присвоено институту в знак признания его заслуг. Много можно рассказать о развитии науки о машинах в послевоенное время. Этому будет посвящена отдельная лекция.

В настоящее время институт остается востребованным для отечественной промышленности. Сегодня речь пойдет о работе отдела «Трение, износ и смазка. Трибология». Трибология – это наука о трении, изучающая процессы изнашивания, контактирования, смазки деталей. Исследования в области трибологии тесно связаны с экспериментом. Мы разрабатываем экспериментальное оборудование, на котором проводим испытания подшипников или пар трения. В зависимости от условий работы реального узла мы выбираем нагрузку, скорость скольжения, среду, температуру и другие параметры. Одна из проблем, над решением которой работает наша лаборатория, – это повышения ресурса подшипников скольжения насосов для добычи нефти. При добыче нефти из скважин вместе с нефтью поднимается вода, песок, грязь. Это приводит к интенсивному изнашиванию подшипников скольжения. Для того, чтобы определить какой материал применять для подшипника или какая конструкция лучше, необходимо провести его лабораторные испытания. Разные заводы предлагают свои материалы. Институт нужен нефтяным компаниям, чтобы дать независимую и корректную оценку применимости разных материалов и конструкций подшипников.

Одним из самых интересных направлений в лабораториях на настоящий момент является модернизация существующего испытательного оборудования. Современная техника немыслима без систем автоматизации сбора и сохранения данных. В этих работах активное участие принимает молодежь института, как самая «продвинутая» часть коллектива. Управление стендами происходит с помощью компьютера и разрабатываемых программ.

Постоянным местом встречи наших коллег стала ежегодная конференция молодых ученых и студентов по проблемам машиноведения, которую проводит наш институт силами самих же молодых сотрудников. На конференции молодежь выступает с научными докладами перед ведущими учеными. Многие из выступающих студентов поступают к нам в аспирантуру.

Приглашаю посетить наш институт, где Вы сможете познакомиться с нашей работой более подробно.

Статью подготовил Прожега Максим, научный сотрудник Института машиноведения им. А.А. Благонравова РАН.

Фотохроника

 
Copyright © 2009-2019 Российская академия наук